Поиск


НАШИ ПАРТНЁРЫ: Фонд «Помощи экипажам РПКСН «Екатеринбург» и «Верхотурье»

НАШИ ПАРТНЁРЫ: Фонд «Помощи экипажам РПКСН «Екатеринбург» и «Верхотурье»

Сайт Фонда

Ассоциация Тверских землячеств

Ассоциация Тверских землячеств

Подробнее...

Московская Академия экономики и права

Московская Академия экономики и права

Подробнее...

Международная Ассоциация общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников

Международная Ассоциация общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников

Подробнее...

Санкт-Петербургский

Санкт-Петербургский

Клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ

Ш в е д с к и й Клуб подводников Гётеборга

Ш в е д с к и й   Клуб подводников Гётеборга

Välkommen

А в с т р а л и й с к а я Ассоциация подводников

 А в с т р а л и й с к а я   Ассоциация    подводников

Welcome

Подводная лодка Б-396

Подводная лодка Б-396

Музейно-парковый комплекс "Северное Тушино"

Союз моряков-подводников

Союз моряков-подводников

Региональная общественная организация (г.Москва)

www.FLOT.com

www.FLOT.com

http://flot.com/

Военно-промышленный комплекс России

Военно-промышленный комплекс России

http://www.vpk.ru

Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер

http://www.vpk-news.ru/

Новости Военно-Промышленного Комплекса

Новости Военно-Промышленного Комплекса

http://vpk.name/

Телеканал «ЗВЕЗДА»

Телеканал «ЗВЕЗДА»

http://www.tvzvezda.ru/

Независимое военное обозрение

Независимое военное обозрение

http://nvo.ng.ru/

Благотворительный Фонд содействия строительству храма Святого апостола Андрея Первозванного в городе Гаджиево

Благотворительный Фонд содействия строительству храма Святого апостола Андрея Первозванного в городе Гаджиево

Перейти...

Как стать членом Содружества

Скачать бланк заявления о приеме

Скачать бланк заявления о перерегистрации

Отправить заявление

Счетчик


ГлавнаяarrowНовости

Делегация роо "СВПГ" на 70-летии ВВМУПП

Делегация роо "СВПГ" на 70-летии ВВМУПП                                             Подводный флот России и подготовка кадров подводников

        В апреле исполнилось 70 лет со дня создания Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола – уникального училища ВМФ, спрофилированного для специальной подготовки командного состава подводного флота.
    Задача подготовки квалифицированных кадров подводников является одной из важнейших с момента появления подводных лодок в составе Российского Флота.  
Местоположение  училища подводников
        В Санкт-Петербурге  много исторических знаменательных мест. Одним из них является памятник М.Ю. Лермонтову на проспекте его имени. Памятник  М.Ю. Лермонтову был торжественно установлен в 1916 году   перед зданием (сейчас, по  месту расположения, это дом № 54 по Лермонтовскому проспекту), где он проходил обучение в Николаевском кавалерийском училище, известном также как школа гвардейских подпрапорщиков. Но смотрит  он на Морской переулок (ранее Приютский, поскольку там располагался приют принца Ольденбурского), где за закрытыми стенами приютился филиал корпуса Петра Великого, бывшее ВВМУПП им. Ленинского Комсомола.
Как говорится, случайных мест  не бывает.
        Пребыванию М. Ю. Лермонтова в Николаевском училище посвящена его шутливая "Юнкерская молитва " (1833  год):
Царь небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь, …
Еще моленье
Прошу принять —
В то воскресенье,
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней,
Не надоем.
Эти строки можно отнести и к героям нашего времени. Вот уже в течение длительного времени под его пристальным взором спешат также как  он, стараясь не опоздать из увольнения, курсанты военно-морского училища.  
История ВВМУПП им. Ленинского Комсомола начинается с 31 марта 1944 года, когда Советское правительство приняло постановление об организации военно-морских подготовительных училищ в целях повышения качества подготовки поступающих в высшие военно-морские училища. Для создания нового учебного заведения Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся предоставил помещения бывших 1-й и 12-й средних школ и Дома пионеров, размещавшихся в старинном здании, построенном еще в 19 веке. Так в этих помещениях в Приютском, ныне Морском, переулке разместилось Ленинградское военно-морское подготовительное училище с трехлетним сроком обучения. Согласно приказу народного комиссара ВМФ от 30 апреля 1944 года училище формировалось на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию: 2-й Ленинградской, эвакуированной с началом войны в далекий сибирский городок Тару, и 1-й Московской. Жизнь училища началась летом 1944 года, когда оно получило в свое распоряжение переданные ему здания. Одновременно шел прием в училище матросов и солдат, прибывавших с фронта и действующих флотов, гражданской молодежи из числа окончивших 7, 8 и 9-е клас¬сы средних школ.
В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а также Виктор Конецкий,  впоследствии — известные советские писатели.
Одной из первых задач командования был ремонт здания, поскольку  помещения училища были ветхими. С этим связан один из эпизодов, описанных В. Конецким в книге «Соленый лед», где он рассказывает о своем неудачливом однокашнике «Альфонсе Кобылкине»: «Наш Альфонс был стопроцентным.  На первых же шлюпочных учениях шлюпка, в которой был он, перевернулась, и все наше отделение оказалось в Фонтанке. Скоро флюиды охватили взвод…  Потом флюиды опутали роту. Маршируя на обед, мы все – вся рота – дружно упали со второго этажа на первый. Дело в том, что училище размещалось в старинном здании бывшего приюта принца Ольденбургского. За время блокады в здание попало около двадцати бомб и снарядов. И когда мы «дали ножку», торопясь на кормежку, перекрытие не выдержало и рота оказалась в столовой, не спускаясь по лестнице».
Краткая история создания российских подводных лодок и подготовки их экипажей
Но без истории подготовки офицеров-подводников с начала создания подводного флота в России вряд ли сложится полноценная картина. За более чем вековую историю подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники — это элита Военно-Морского Флота России. Традиции же закладывались в те времена.
Россия - одна из первых стран мира, имевшая собственный подводный флот. Мощь российского подводного флота возникла в период правления Николая Второго. К  1917 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом (78 лодок), в то время как Англия, занимавшая второе место, имела 77. Свыше 70 подводных лодок было построено за 14 лет, при том, что до Николая Второго подводных лодок как отдельного типа военных кораблей  в России вообще не производилось. С 1903 по 1917 год абсолютно с нуля была организована постройка 67 и покупка 11 подводных лодок.  Подлодок, закупленных в полностью в железе, было только 14%, а 20,5 % (16 ед.) созданы на основе заимствованных технологий. По иностранным чертежам, хотя и с существенными российскими доработками, были  построены серии «Нарвал» (3 штуки), «Сом» (7 штук) и «Осетр» (6 штук).
Можно сказать, что противостояние между российским и американским подводным флотом зародилось еще в XIX веке.  С момента появления в составе ВМФ субмарины были и остаются воплощением самых прогрессивных научно-технических идей и передовых инженерных решений.
В самом конце XIX века сразу в нескольких странах появились вполне  работоспособные образцы боевых подводных лодок. Приоритет в их создании отдавался американской фирме Голланда, которую посетил в 1900 году главный инспектор кораблестроения России генерал-лейтенант Н. Е. Кутейников.  
Переговоры о возможности постройки фирмой Holland Torpedo Boat Co. подводных лодок для России результатов не дали, поскольку поставленное американцами условие - купить не менее 10 кораблей, оказалось неприемлемым. Сделка не состоялась.  Впоследствии, правда,  в апреле 1904 г. у американской фирмы С.Лэка была закуплена подводная лодка «Протектор», переименованная в «Осетр», и заказано еще 5 лодок. Лодки строились на верфи в США  и доставлялись в разобранном виде в порт Либаву, где во временных мастерских они собирались. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили  5 лодок Голланда типа «АГ», приобретенные у США.
С одной стороны, Голланд предлагал невыгодные условия, а с другой - Кутейников пришел к выводу о возможности постройки подводных лодок в России на российских верфях по отечественным проектам. 4 января 1901 года морское министерство утвердило «Строительную комиссию подводных лодок», которую возглавил талантливый инженер-кораблестроитель И.Г.Бубнов. Комиссия разработала проект 1-ой отечественной боеспособной подводной лодки «Дельфин». В 1901 г. И.Г.Бубнов был назначен её строителем при Балтийском заводе, руководил её испытаниями и сдачей флоту в эксплуатацию.
«Дельфин» имел водоизмещение 113/135,5 т при главных размерах 25,9 х 3,4 х 3,0 м и мог погружаться на глубину 55 м. Бензиновый двигатель обеспечивал ему скорость надводного хода 9,0 узла и дальность плавания 243 мили. На вооружении подводная лодка имела два торпедных аппарата Джевецкого с двумя торпедами калибра 450 мм. Экипаж составляли два офицера и 20 матросов
29 августа 1903 года практически полностью готовую и стоявшую у достроечной стенки завода первую подводную лодку «Дельфин» посетил Император Николай II. Он заслушал доклад И.Г.Бубнова и пожелал «успеха при дальнейших постройках». Это послужило началом финансирования проекта подводной лодки. 27 (14) октября 1903 г. она была принята в казну (на вооружение), а 18 июня 1904 года вошла в состав Балтийского флота. Так было положено начало созданию подводных сил Российского флота
В связи с началом строительства подводных лодок остро встал вопрос о подготовке кадров: команд и офицеров-специалистов для службы на них: они комплектовались исключительно из добровольцев. Обучение проходило на подводной лодке «Дельфин», которая была и первой учебной подводной лодкой по подготовке специалистов-подводников, а капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев - их первым командиром-наставником.
Строительство подводного флота с самого начала велось с требованиями повышенной секретности. Как вспоминает первый командир Дельфина капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев в своем  дневнике: «Пребываю в полном недоумении. Прибыв утром на службу, получил предписание, подписанное самим генерал-адмиралом о моём откомандировании в распоряжение ЕИВ ВК Георгия Александровича. С пометкой - незамедлительно. Такое же предписание получил лейтенант А.Н.Черкасов. Зачем его высочеству "водолазы"? …По прибытии в резиденцию ВК, нас с Анатолием моментально принял его высочество. Познакомив нас с присутствующими, ВК ГА в жесткой форме потребовал тут же, не сходя с места подписать документ: "Обязательство о неразглашении государственной тайны", определяющий режим сохранения доверяемых нам секретных сведений. Санкции за нарушение режима секретности, ну просто "драконовские"!».
К началу русско-японской войны (1904-1905 гг.) ни в одной из стран мира не было выработано оперативно-тактических взглядов на роль подводных лодок. Мало кто реально  представлял, как они должны действовать. Командир «Сома», лейтенант князь В.В.Трубецкой, писал: «…Все приходилось делать впервые, даже придумывать командные слова для управления лодкой». В основном их разработал командир «Ската» лейтенант Михаил Тьедер и командир «Щуки» лейтенант Ризнич. Многие из этих команд до сих пор раздаются в отсеках: «По местам стоять. К всплытию», «По местам стоять. К погружению», «Продуть балласт», «Осмотреться в отсеках» и другие.
В выводах по боевому применению подводных лодок в русско-японскую войну было отмечено, что одной из причин низкой эффективности их использованию является то, что «…офицеры и команда недостаточно обучены и им приходилось обучаться уже самим…»,
9 апреля 1906 г. (27 марта) был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В первую очередь, в его задачи входила подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава.  Первым командиром отряда был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович (1906-1907 гг.). По его докладу была создана комиссия, которая выразила основное требование к обучению подводников: «…Ни одна часть морской специальности не требует от личного состава таких знаний, как подводная лодка; здесь каждый должен знать, что ему надо сделать при различных обстоятельствах, ошибки не допускаются, а потому все служащие на подводных лодках должны пройти самым основательным образом соответствующий курс в школе и выдержать отлично экзамен по установленной программе…»  
Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное — 630 т., подводное — 758 т., а дизельный двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз.  Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания — 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.
Первые потери российского подводного флота
На подводных лодках того периода условия  существования были весьма непритязательными. Нижние чины спали в обнимку с торпедами и на рундуках для хранения мин. По свидетельству очевидцев: «Команда спит, хорошо, если свернувшись «калачиком», а то, сидя или полустоя…». Особо тяжелые условия складывались для моряков, обслуживающих дизели, – «огромные «швейные машины», дающие до 200 взрывов в минуту, плюют на подошедшего к ним близко горячим маслом…». Общее впечатление от пребывания на подводной лодке один из журналистов резюмировал так: «когда вы встречаете матроса, у которого на ленточке напечатано «подводное плавание», снимайте Вы скорее шляпу и кланяйтесь ему скорее вслед пониже; он этого вполне заслужил». У подводников того времени  была прибаутка:     «Ж…а в масле, х...р в тавоте, значит служишь ты в подводном флоте».
Известный подводник тех времен  К. Дебу пишет: «Еще важнее, или не менее важна, чем удобства работы и быта, и возможность от нее отдохнуть, уверенность экипажа в своей безопасности. Какой работы можно требовать от людей, знающих в каком опасном положении они находятся, но не уверены, что всегда, при всяком несчастье у них в распоряжении есть средства к спасению».  
Одна из первых аварий с подводными лодками российского флота, которая стоит во главе череды последующих трагических событий с субмаринами до наших дней, произошла 29 (16) июня 1904 г. На  Неве во время 18-го учебного погружения затонула подводная лодка «Дельфин». На лодке кроме лейтенанта А.Н.Черкасова находились два офицера и 34 нижних чина. Погружение проводилось «с целью приучения их к нахождению на лодке в подводном положении». В 9.30 «Дельфин» начал погружение, и лодка ушла под воду с открытым входным люком. Спаслось только 2 офицера и 10 матросов. Лейтенант А.Н.Черкасов и 24 матроса выйти из лодки  не смогли и погибли. Через трое суток подводную лодку подняли.
Дело в том, что главным конструктивным недостатком подлодки  было то, что при её погружении входной люк приходилось оставлять приоткрытым с целью стравливания избытка воздуха, выпускаемого из балластных цистерн в прочный корпус перед погружением. Перед самым уходом под воду люк быстро закрывали. В этот раз его не успели задраить по месту полностью.
Подводников похоронили на Смоленском кладбище. На надгробии выгравированы 24 фамилии погибших. Рядом в отдельной могиле захоронен лейтенант А.Н.Черкасов. На его надгробии имеется надпись: «Здесь покоится тело лейтенанта Анатолия Ниловича Черкасова погибшего на миноносце «Дельфин» 16 июня 1904 г. вместе с командою 24 чел. Нижних чинов». Это были первые потери  подводного флота России.
Любопытно, что только 19 марта 1906 года морским Министром вице-адмиралом А.А.Бирилевым  приказом  № 52, который огласил указ Государя Императора в 6-ой день марта сего года, была установлена классификация таких судов как подводные лодки, которые ранее именовались миноносцами. Это событие определило день празднования моряка-подводника.
Подводный флот РККФ и других стран перед войной
После революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) в целом преемственность с дореволюционным подводным флотом сохранилась. Этому способствовало и то, что еще до революции, в годы Первой мировой войны, из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания.  Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания.
За 10 предвоенных лет подводный флот СССР значительно вырос. Советский Союз не утратил приоритет и обладал крупнейшим в мире подводным флотом, имевшим к  1941 году в строю 218 подлодок.
Другие морские державы вступили в войну, имея в составе своих ВМС: США – 112, Франция – 77, Англия – 69, Япония – 63, Германия – 57 и Италия – 115 подлодок. За годы войны судостроительная промышленность в целом  поставила флотам 1500 лодок, которые к тому же и совершенствовались в ходе войны. Общие потери субмарин воющих стран составили около 1200 единиц.
Что касается Германии, то 1935 год Гитлер в книге «Майн кампф» назвал счастливым в своей жизни, поскольку англо-германский договор от 18 июня снимал ограничения на строительство флота  Германии по условиям Версальского мирного договора. Британское правительство удовлетворило требование Гитлера в том, чтобы «мощь германского флота составляла 35 % в отношении к совокупной мощи Британской империи». Пропорция 35:100 должна была применяться как к общему тоннажу флота, так и к каждому классу кораблей. В отношении подводных сил Германия получала право на равенство с Британией, но обязалась не превышать 45 % от тоннажа британских подводных сил. Предусматривалось, что в случае нарушения этого предела Германия проинформирует британское правительство. Но суммарное их водоизмещение ограничивалось   водоизмещением британского подводного флота.
Почти сразу же, через 10 дней  после подписания соглашения, на воду была спущена первая подлодка  «U-1», а спустя месяц Германия имела уже 24 лодки и была создана первая флотилия, командиром которой стал капитан 2-го ранга К.Дениц. Ограничить развитие военно-морских сил Германии (Кригсмарине) договор не смог. В феврале 1938 года германское правительство известило Великобританию о намерении содержать подводный флот, равный британскому. В последующем  28 апреля 1939 года Гитлер объявил в рейхстаге о денонсации соглашения.
Опыт Второй мировой войны
Перед Второй мировой войной значение подводных лодок, несмотря на успешный опыт их использования в предыдущей войне, недооценивалось. Хотя в период с 1914 по 1918 гг. именно они  потопили 305 боевых кораблей,
В ходе ведения войны подводные лодки воющих стран, особенно Германии,  сыграли существенную роль в войне на море. Ими было выведено из строя и потоплено около 1800 боевых кораблей. Наибольший урон  был нанесен на транспортных коммуникациях, где подлодки в суммарном исчислении  потопили суда грузоподъемностью более 22 миллиона тонн, что составило около 2/3 от общего потерянного в войну тоннажа.  Вот  как оценивал возможный ущерб при ударах подводных лодок главком ВМС Германии гросс-адмирал Карл Дениц (1943-1945 гг.), разработавший тактику «волчьих стай», в своей книге «Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне»: «Если подводная лодка потопит два судна по 6000 тонн каждое и один танкер в 3000 тонн, то можно считать, что при этом  уничтожены 42 танка, 8 152-мм гаубиц, 88 87,6 –мм орудий, 40 40-мм орудий,  24 автобронемашины, 50 пулеметов крупного калибра, 5210 тонн боеприпасов, 600 винтовок, 428 тонн запасных частей для танков, 200 тонн разных продуктов и предметов снабжения, 1000 канистр бензина.  Во что выразились бы боевые действия, если бы суда доставили эти грузы в порт выгрузки? Для уничтожения этого военного имущества силами бомбардировочной авиации противнику потребовалось бы совершить 3000 налетов».  
Сделав ставку на подводные лодки, немцы в период войны ввели в строй 1113 лодок, причем строили их нарастающими темпами: для сравнения, в 1940 г. построено 40, 1941 г. – 219, 1942 г. - 222, 1943г.- 292 и 1944 г. - 283. Всего в составе ВМС Германии в период войны было 1188 лодок. Германский подводный флот до самого конца представлял серьезную угрозу, и подводная война закончилась лишь после того, как Германия была занята союзными войсками. Весь гигантский подводный флот нацистской Германии перестал существовать в 1945 г. Так, 725 лодок были уничтожены, 53 погибли по разным причинам, 224 затоплены экипажами после капитуляции и 186 капитулировали. Почти весь оставшийся подводный флот Германии подлежал потоплению. Только 30 подлодок были поровну поделены между тремя великими державами «для  экспериментальных и технических целей».  При строительстве немецких подлодок использовались самые передовые технические решения, что вывело их на новый качественный уровень. В послевоенный период страны-союзники повсеместно копировали их конструкции в своих проектах.
Уинстон Черчилль в своей книге «Вторая мировая война» дает следующую оценку: «Вся англо-американская компания зависела от движения конвоев через Атлантику … Даже после осени 1944 года, когда противник был вынужден покинуть свои базы подводных лодок в Бискайском заливе, он не отчаивался. К тому времени в строй вошли подводные лодки со шноркелем, который обеспечивал подачу воздуха  внутрь лодки  через трубу во время перезарядки аккумуляторов в подводном положении. Но эти лодки представляли только начало войны нового типа, которую планировал Дениц. Он рассчитывал на создание подводных лодок нового типа, очень большое число которых в то время  находилось  в процессе строительства… В течение 1945 г. предполагалось завершить строительство 350 таких подводных лодок, но только перед капитуляцией несколько из них вступило в строй. Это оружие, попавшее в советские руки, представляет собой одну из тех угроз, которыми чревато будущее».
Свою лепту в окончание подводной войны внесли и советские подводники.  Подводная лодка «С-13» под командованием  капитана 3 ранга А.И.Маринеско потопила в  Данцингской бухте 30 января 1945 г.  немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф», водоизмещением 25484 тонн, с 3700 эвакуировавшимися моряками-подводниками на борту, которыми можно было укомплектовать 70 подводных лодок среднего тоннажа. Это сообщение было опубликовано шведской газетой «Афтонбладет», однако приведенные там цифры после войны были оспорены (уменьшены почти в 2 раза) помощником капитана лайнера Гейнцем Шеном, ставшим летописцем гибели лайнера «Вильгельм Гуслофф».  Сразу же после войны в музее королевских подводных сил Великобритании был установлен бюст А.И.Маринеско.      
Послевоенный период строительства  подводного флота
После сброса США в августе 1945 г. атомных бомб мощностью  около 20 килотонн на Хиросиму и Нагасаки великие державы вступили в ядерное противостояние, переросшее в последующем в ядерное сдерживание. Тем самым Америка развязала гонку ядерных вооружений.
Здесь, немного отклоняясь от темы, стоило бы упомянуть о первом разговоре, касающегося атомного оружия, между двумя руководителями великих держав. Еще до окончания Потсдамской конференции, 24 июля 1945 г., Трумэн подошел к Сталину и вкрадчиво сказал, что США разработали «оружие необычной разрушительной силы». Черчилль, наблюдавший неподалеку за Сталиным, отметил, что «на его лице сохранилась веселое и благодушное выражение, и беседа между двумя могущественными деятелями скоро закончилась». Сложилось впечатление, что он  не был особо осведомлен об этих исследованиях. Но Сталин понимал намного больше, чем им показалось. А.А.Громыко вспоминал: что когда Сталин вернулся на свою дачу, он заметил, что американцы воспользуются атомной монополией и станут диктовать условия мира в Европе, но он на их шантаж не поддастся.  
Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории российского подводного флота. Обращает на себя внимание небывалый ранее в СССР (и в России) объем кораблестроения. С 1948 по 1957 годы были спущены на воду 124 крейсера и эсминца, 315 подводных лодок. В ходе реализации Десятилетнего плана военного судостроения Флот СССР не только обновился, но и обогнал по тоннажу ВМС Великобритании, выйдя на второе место в мире, и вновь занял первое место по количеству подводных лодок. Вместе с тем,  несмотря на впечатляющий количественный объем  строительства флота, последнему не обеспечивалась возможность развертывания во внешних морях и в океанах, где авианосные соединения американского и английского флотов сохраняли преимущества в ударной мощи и боевой устойчивости. Подводные лодки Советского ВМФ, направляемые на океанские коммуникации, ожидала современная система противолодочной обороны, показавшая во время Второй мировой войны успешную борьбу с многочисленным германским подводным флотом.
16 сентября 1955 года с борта советской подводной лодки проекта ПВ 611 «Б-67» впервые в истории осуществлен надводный старт баллистической ракеты Р-11ФМ с дальностью 150 км. Спустя восемь дней в Молотовске  (Северодвинске) заложили первую в СССР атомную подводную лодку проекта 627 « К-3»  («Ленинский комсомол»), спущенную на воду 9 августа 1957 г.
Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород «урановые машины» (так назывались ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались для «подводных волков» Кригсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не удалось, и инициатива перешла к США.  Первая американская атомная подводная лодка «Наутилус» была спущена 21 января 1954 года.
Наступил ракетно-ядерный век, внесший коррективы в строительство флота. Одновременно после войны США и СССР начали создавать ракеты  на базе немецких разработок. Американцы с помощью немецких специалистов создали копию Фау-1, которая в ВМС получила обозначение «Loon ». Для проведения испытаний были переоборудованы две подводные лодки: «Каск» и «Карбонеро». Первое летное испытание было проведено в июне 1948 г. В последующем после немалого количества успешных пусков на вооружение в 1953 году поступили крылатые  ракеты «Regulus».
Крылатые ракеты изначально являлись стратегическим оружием и  предназначались для уничтожения наземных целей. Запуск ракеты и управление ею осуществлялось только из надводного положения. Но американцы предпочли развивать на подводных лодках баллистические  ракеты. 20 июля 1960 года в США был произведен первый в мире пуск баллистической ракеты «Поларис А1» из-под воды с глубины 20 м с атомной подводной лодки «Джордж Вашингтон». 15 ноября 1960 года ракетная система «Поларис А-1» (дальность – 2200 км) была принята на вооружение в США. Так было положено начало подводной ракетно-ядерной гонке вооружений.  
Советский ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13 также поступил на вооружение в 1960 году. Стрельба проводилась с дизельной подлодки пр.  629 и атомной подлодки пр. 658 из надводного положения. Но уже 15 мая 1963 года на вооружение этих модернизированных подводных лодок поступил комплекс Д-4 с ракетой Р-21 (дальность-1400 км) со стартом из-под воды с глубины 50 м. В последующем приняты комплексы Д-5, Д-9, Д-9Р, Д-19, Синева и Булава,  сравнимые по характеристикам с американскими.  
В Союзе с 1954  по 1958 г. проводились совещания на различных уровнях по перспективе флота. Итоговым стало совещание 9 и 10 мая 1958 г Президиума ЦК КПСС  в полном составе. В результате был выбран курс на создание океанского ракетно-ядерного флота, основу которого должны составлять атомные подлодки и авиация. Поддержано было строительство  надводных кораблей с крылатыми ракетами и зенитными ракетными комплексами. При этом атомные подлодки с крылатыми ракетами и ракетоносная авиация выделялись в качестве главной силы в борьбе с авианосцами и крупными кораблями.
В середине пятидесятых годов советские конструкторы начали разработку нескольких крылатых ракет для ВМФ. Согласно постановлению Совета Министров  № 685-313 от 19 июня 1959 года  на вооружение подводных лодок была принята ракета П-5, предназначенная для поражения наземных целей. Крылатая ракета П-5, разработанная ОКБ-52, стала первой ракетой с автоматическим раскрывающимся после старта крылом и с пуском с нулевых направляющих. В дальнейшем Советский Союз продолжал развивать крылатую тематику и имел приоритет в создании противокорабельных крылатых ракет. Технические решения комплекса  П-5 получили дальнейшее развитие и в 1966 г. был принят комплекс П-6, предназначенный для избирательного поражения кораблей за радиолокационным горизонтом. Им были вооружены 45 атомных и дизельных подлодок.  
Первая в мире крылатая противокорабельная ракета с подводным стартом «Аметист» была принята на вооружение ВМФ в 1968 году. За ней последовали и другие разработки ОКБ-52 («ВПК «НПО Машиностроения»)— «Малахит», «Базальт», «Гранит», «Оникс», каждая из которых воплощала в себе новейшие технические решения и предоставляла  ВМФ все более совершенные средства борьбы с морскими целями, в том числе авианосными ударными группировками,
В послевоенный период для ВМФ было построено значительное количество кораблей – носителей противокорабельного оружия, вооруженных двумя тысячами ракет. В результате были созданы морские силы способные успешно противостоять любым угрозам противника с моря.
Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков назвал крылатые ракеты «национальным оружием».
Послевоенная подготовка кадров подводников
Ускоренное развитие подводного флота и начало строительства атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное оружие, потребовало и воспитание нового поколения подводников. Вырос спрос подводного флота на большое количество подготовленных офицеров — специалистов высокой квалификации.
8 апреля 1948 г. приказом министра Вооруженных Сил СССР  на базе  военно-морского подготовительного училища было образовано 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, готовившее по общей программе «вахтенных офицеров». 29 сентября 1952 г. приказом Военно-морского министра СССР 1-е Балтийское училище было переведено на подготовку офицеров-подводников по штурманской и минно-торпедной специальности.
Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на его базе новое военно-учебное заведение подводного флота. В 1954 г. образовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола».
В этом же году  был образован факультет ракетного вооружения подводных лодок, предназначенный для подготовки офицеров-ракетчиков с высшим военно-специальным образованием.
Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе — и для подводных лодок. В  этом городе в ЧВВМУ им. П.С.Нахимова также готовили офицеров-ракетчиков и для подлодок. Первый маршал Российской Федерации И.Д.Сергеев закончил ЧВВМУ им. П.С.Нахимова в 1960 г. и был направлен в части РВСН.
ВВМУ подводного плавания им. Ленинского Комсомола  просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института.

Перловский Алексей Григорьевич - капитан 1 ранга в отставке, выпускник ВВМУПП им. Ленинского Комсомола  1971 года

ЛИТЕРАТУРА
1.    David Miller, John Jordan. Modern submarine warfare. New york: Military press, 1991.
2.    Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. Т. 3. М.: Воиниздат, 1991.  
3.    Оливер Стоун, Питер Кузик. Нерассказанная история США. М.: «КоЛибри», 2015.  
4.    Илья Полонский. Подводный флот – гордость России. Источник: topwar.ru 19.03.2016
5.    Типы подводных лодок ВМС Германии. Материал из Википедии.
6.    Андрей Смирнов. Николай Второй - создатель подводного флота России.  Источник:  https://cont.ws/@prikhojanka/494873
7.    Виктор Викторович Конецкий. Соленый лед. Источник: https:// e-libra/ru|189910
8.    Подводные силы Второй мировой войны. Navypros50@mail.ru Источник:newsland.com
9.    Владимир Павлов, Алексей Перловский. Крылатые ракеты и строительство отечественного ВМФ.  Независимое  военное обозрение № 47.  26 декабря 2014 г. – 15 января 2015 г.
10.     Первая в мире атомная подводная лодка. Источник: Softmixer. Сетевой журнал  
11.     Ю.Н.Курганский, С.П.Сирый. Подводные силы России в дореволюционный период. Источник:www.FLOT.ru
12.     Из дневников капитана 2 ранга Российского Императорского флота Беклемишева. Источник: copyright Sib (sibhome@ ya.ru)
13.     Александр Широкорад. Первые ракеты для подводных лодок. Источник: Xliby.ru.   Интернет библиотека.

Назад

Гаджиево на YouTube

Гаджиево на YouTube

Содружество ветеранов подводников Гаджиево

Канал СВПГ на YouTube.com

С В П Г

С В П Г


Это первая попытка создать сайт СВПГ, предпринятая в 2000 году членом Содружества, капитаном 1 ранга Тепляковым Н.А. Читайте подробнее в разделе "ИСТОРИЯ" нашего сайта.

Поздравляем с юбилеем Кузиванова А.М.

Поздравляем с юбилеем Кузиванова А.М.

14.09.2018 исполнилось 65 лет капитану 1 ранга Кузиванову А.М. От всей души поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Степанцова В.В.

Поздравляем с юбилеем Степанцова В.В.

08.09.2018 исполнилось 60 Степанцову В.В. Примите наши поздравления в день Вашего юбилея!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Алюшина Е.Д.

Поздравляем с юбилеем Алюшина Е.Д.

исполнилось 65 лет капитану 1 ранга Алюшину Е.Д. Сердечно поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Рачкова В.М.

Поздравляем с юбилеем Рачкова В.М.

27.08.2018 исполнилось 65 лет Рачкову В.М. Примите искренние поздравления и пожелания!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Кривоносова Н.И.

Поздравляем с юбилеем Кривоносова Н.И.

20.08.2018 исполнилось 60 лет члену Совета Содружества Кривоносову Н.И. Примите наши поздравления!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Харько А.В.

Поздравляем с юбилеем Харько А.В.

13.08.2018 исполнилось 60 лет Харько А.В., горячо, от всего сердца поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Петрова Б.И.

Поздравляем с юбилеем Петрова Б.И.

03.08.2018 исполнилось 75 лет Петрову Б.И. Наилучшие пожелания в юбилей!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Алфёрова А.П.

Поздравляем с юбилеем Алфёрова А.П.

01.08.2018 исполнилось 65 лет Алфёрову А.П. С юбилеем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Шаповаленко Н.С.

Поздравляем с юбилеем Шаповаленко Н.С.

01.08.2018 исполнилось 80 лет Шаповаленко Н.С. Примите поздравления с этим значительным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Королькова В.И.

Поздравляем с юбилеем Королькова В.И.

01.08.2018 исполнилось 75 лет Королькову В.И. Поздравляем с замечательным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Растворова А.А.

Поздравляем с юбилеем Растворова А.А.

28.07.2018 исполнилось 75 лет Растворову А.А. Примите поздравления в юбилейный день рождения!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Казакова В.Н.

Поздравляем с юбилеем Казакова В.Н.

08.07.2018 исполнилось 70 лет капитану 1 ранга Казакову В.Н. Примите самые тёплые поздравления с юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Полусмяка А.Г.

Поздравляем с юбилеем Полусмяка А.Г.

28.06.2018 исполнилось 55 лет Полусмяку А.Г. Сердечно поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Петрова И.Н.

Поздравляем с юбилеем Петрова И.Н.

27.06.2018 исполнилось 85 лет Петрову И.Н. Примите поздравления с этим значительным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Бабурова И.А.

Поздравляем с юбилеем Бабурова И.А.

07.06.2018 исполнилось 55 лет Бабурову И.А. Поздравляем с дважды отличным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Корнеева П.А.

Поздравляем с юбилеем Корнеева П.А.

31.05.2018 исполнилось 65 лет Корнееву П.А. Примите наши поздравления!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Кучерова Л.П.

Поздравляем с юбилеем Кучерова Л.П.

28.05.2018 исполнилось 80 лет вице-адмиралу Кучерову Л.П. От всей души поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Рогового Н.В.

Поздравляем с юбилеем Рогового Н.В.

25.05.2018 исполнилось 70 лет Роговому Н.В. Поздравляем с круглой датой!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Олейника А.Л.

Поздравляем с юбилеем Олейника А.Л.

24.04.2018 исполнилось 55 лет Олейнику А.Л. С Юбилеем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Чернавина В.Н.

Поздравляем с юбилеем Чернавина В.Н.

22.04.2018 исполнилось 90 лет Герою Советского Союза Адмиралу Флота Чернавину В.Н. Примите поздравления со знаменательным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Молева А.Ю.

Поздравляем с юбилеем Молева А.Ю.

21.04.2018 исполнилось 50 лет Молеву А.Ю. С полувековым юбилеем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Гудзь Г.П.

Поздравляем с юбилеем Гудзь Г.П.

16.04.2018 исполнилось 60 лет Гудзь Г.П. Примите наши искренние поздравления и пожелания!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Пустякова Ю.Т.

Поздравляем с юбилеем Пустякова Ю.Т.

05.04.2018 исполнилось 70 лет капитану 1 ранга Пустякову Ю.Т. Примите наши поздравления со значительным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Захарова А.Г.

Поздравляем с юбилеем Захарова А.Г.

24.03.2018 исполнилось 65 лет капитану 1 ранга Захарову А.Г. Поздравляем Вас с замечательным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Лихоманова А.А.

Поздравляем с юбилеем Лихоманова А.А.

19.03.2018 исполнилось 55 лет капитану 1 ранга Лихоманову А.А. Поздравляем с дважды отличным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Гудзь В.Г.

Поздравляем с юбилеем Гудзь В.Г.

18.03.2018 исполнилось 80 лет капитану 1 ранга Гудзь В.Г. Сердечно поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Костюкова В.И.

Поздравляем с юбилеем Костюкова В.И.

15.03.2018 исполнилось 65 лет капитану 1 ранга Костюкову В.И. Примите поздравления в юбилей.

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Лебедева В.В.

Поздравляем с юбилеем Лебедева В.В.

04.03.2018 исполнилось 70 лет капитану 1 ранга Лебедеву В.В., наилучшие пожелания в юбилейный день рождения!

Подробнее...


Портал основан в 2009 году

Разработка - TANAIS Gr

Cемь футов под килем.